Оптическая мышь
Logitech MX510
Недавно обновив младшую модель семейства МХ, и
расширив линейку middle-range мышей, компания Logitech принялась за
доработку старших моделей топового семейства: на рынок готова выйти
MX510, которой суждено заменить до сих пор очень популярную МХ500. Зачем
понадобилось менять и без того отлично продающуюся мышь? На то есть
серьезные причины. Первая — чисто маркетинговая: хотят пользователи
чего-то нового регулярно, так что новые модели нужно выпускать столь же
регулярно, даже если серьезно их доработать не получается. А если
получается — то тем лучше. В данном случае мы наблюдаем как раз второе:
начинка MX510 радикально отличается от старушки MX500. Впрочем, об этом
ниже.
Дизайн: на
китайско-финской границе все спокойно
Как вы помните, основным изменением в MX310 по
сравнению с MX300 был дизайн устройства. Внутренности остались такими
же, а вот форма мыши изменилась заметно, не говоря уже о
функциональности: MX300 была простой четырехкнопочной мышью (три кнопки
Logitech оставила лишь для самых дешевых моделей), в MX310 же кнопок уже
шесть. А вот Cordless Click! LE от не-LE в плане дизайна отличается лишь
цветом пластмассы, зато несет «на борту» усовершенствованное колесико
прокрутки, способное не только вращаться, но и качаться. Что мы увидим в
MX510?
Сначала сравним фотографии с сайта. Особых изменений
не обнаружено — разве что цвет корпуса, но он поменялся кардинально.
Во-первых, закончилась эпоха владычества оттенков серого цвета в линейке
МХ: мышь с сайта имеет красный корпус, у нас на тестировании побывала
синяя «норушка». Во-вторых, это не просто крашеный корпус, как можно
было бы предположить. Фактически корпус состоит из двух слоев: верхний
из полупрозрачной цветной пластмассы, в точности повторяющий все обводы
корпуса MX500, и нижний — непрозрачный с неровностями (впрочем, может
быть, слой всего один, а неровности сделаны на его нижней поверхности, к
тому же выкрашенной — так или эдак, но результат одинаковый). В
результате, если вертеть мышь в руках, кажется, что что-то там
переливается и все блестит. Достаточно красиво выглядит, проще говоря.
На память приходит только одна мышь в чем-то подобного дизайна: Genius
NetScroll+ Traveler.
Других внешних отличий обнаружить не удалось, зато
внутри мыши скрывается кардинально новый контроллер.
Частота кадров и
разрешение: труден был их путь
Всего полтора года назад оптическая система MX была
самой совершенной на рынке, обеспечивая одновременно высокое разрешение
и частоту кадров, достаточную для того, чтобы и при резких перемещениях
мышь вела себя адекватно даже на не очень подходящих для нее
поверхностях. Что же изменилось за это время? Конкуренты шагнули еще
дальше.
О частоте кадров и размере сенсора Logitech ничего не
говорила, предпочитая упирать на то, что процессор мыши способен
обрабатывать 4.7 мегапиксела в секунду. Число очень большое с учетом
того, что первые оптические мыши на такой подвиг способны не были — их
скорость находилась в районе 2 МР/с, а разрешение составляло лишь 400
DPI, против 800, обеспечиваемых новыми сенсорами. Но... Microsoft не
стала трогать разрешение мыши, просто считая, что каждый квадратный
дюйм, по которому прошлась мышь, содержит четыре «старых» кадра, а не
один «новый», а меньшие по размеру снимки обрабатывать проще, вот и
получилось у компании 6000 кадров в секунду, что дает необходимую
мощность контроллера 5.4 МР/с. А линейка МХ из-за ограничений
электроники способна лишь на ~5200 «старых» кадров в секунду или 1300
«новых». Мыши предыдущего поколения обеспечивали лишь 2500 кадров в
секунду, что и приводило к срывам курсора и прочим досадным артефактом
(каких кадров? А у них выбора не было, вообще-то, как считать :)).
Впрочем, 5200 кадров/с тоже отличная цифра: этого вполне хватило на то,
чтобы мышь стала спокойно выдерживать плавность хода даже при скорости 1
м/с и не терять рабочую поверхность даже при ускорении 10g. Разумеется,
мышь была более требовательна к покрытию, по которому ее возили, однако
с этим вполне можно было бороться. Остальные производители вообще
продолжали выпускать мыши на старых сенсорах, а несколько более высокая
частота сканирования MS IntelliEye2 вполне компенсировалась более
высоким разрешением МХ. Так бы они и жили долго и счастливо, если бы не
конкуренты.
Пока сканеры нового образца были слишком дороги,
внимания на них никто, кроме этих двух фирм не обращал. По мере снижения
цен, все начали осваивать новинки. Никто не пошел по пути Microsoft, тем
более что контроллеры за прошедшие полгода успели существенно
улучшиться, так что высокое разрешение можно было получить, не теряя
впустую частоту кадров. В частности, оптическая система Genius 2X
(несмотря на разные названия технологий разных производителей, все это
на деле одно и тоже, поскольку производитель и сканеров, и контроллеров
на рынке всего один) обеспечивает разрешение 800 DPI и частоту
сканирования 1500 кадров/с («новыми»; т.е. столько же, сколько и
Microsoft, если пересчитывать на 400 DPI). Ничего удивительного в этом
нет: в таком быстроменяющемся мире, как компьютерный, долго удерживаться
на вершине достаточно трудно (особенно когда речь идет о
высококонкурентных областях) — ее приходится штурмовать снова и снова с
определенными промежутками времени, поскольку на месте не стоит никто из
производителей.
Что же сделал Logitech? То, чего и следовало ожидать
— в MX510 применен новый контроллер, обрабатывающий за секунду уже 5.8
мегапикселей (солидный прирост почти на четверть, что заслуженно
позволило компании назвать MX510 Performance
Optical Mouse, а не просто Optical Mouse, как остальные
MX). Что позволило увеличить частоту сканирования где-то до 6400/1600
кадров в секунду и отставание превратилось в превосходство. В
спецификациях новой мыши, кстати, уже идет речь о нормальной работе даже
при рывках с ускорением 15g вместо 10g, а вот максимальная скорость
перемещения осталась прежней — 1 м/с. С другой стороны, мне кажется, что
значения максимальной скорости и ускорения можно писать любые: даже
предыдущие результаты были практически недостижимы при обычном
использовании мыши; разве что в лаборатории. Однако должна была
улучшиться и работа в менее экстремальных условиях, что мы проверим чуть
позднее.
Почему MX510?
Действительно — а почему дорабатывали именно эту
мышь? Почему потребовалось апгрейдить младшую модель семейства понятно:
к выпуску готовились Click!, которые по задумке должны подпирать линейку
МХ снизу. Даже самая простая модель новой линейки имеет четыре кнопки,
как и MX300, так что не всякому пользователю удалось бы объяснить, чем
старшая линейка лучше: пришлось бы лезть в технологические дебри и
жонглировать цифрами. А вот разница в числе кнопок видна невооруженным
глазом :) Но улучшение оптической системы, казалось бы, в первую очередь
должно коснуться топовых беспроводных моделей, таких, как MX700 и MX900,
но не более дешевой проводной MX500. Так почему же за основу была взята
именно она, а не две вышеупомянутые модели? Все очень просто — ни им, ни
их пользователям это просто... не нужно. А если и нужно, то в меньшей
степени, так что доработку можно отложить.
Несмотря на прогресс в области беспроводных мышей,
большинство «серьезных» геймеров до сих пор предпочитают использовать
хвостатых собратьев, причем по вполне объективным причинам. Первая из
них связана с необходимостью экономить питание в бесхвостых «норушках».
Если об этом не позаботиться, то батарейки в мыши придется менять
слишком часто, что никому не понравится. Если позаботиться — мышь будет
пытаться сэкономить в любом удобном и неудобном случае. Впасть в спячку
в процессе использования она не сможет, а вот снизить частоту
сканирования в моменты отсутствия резких движений — вполне (чем ниже
частота работы контроллера, тем меньше энергии он потребляет). А если
после состояния покоя вдруг придется мышь резко переместить, то может
она и «не успеть» среагировать на это как нужно — все-таки до
номинальных частот контроллер разгоняется не мгновенно. Вторая причина
связана с частотой опроса мыши. Для проводных моделей при подключении к
порту PS/2 она близка к 200 Гц — максимально возможному значению для
данного интерфейса. Несмотря на все успехи Logitech в радиосвязи, на
практике заметные в технологии Fast RF, до таких значений MX700 далеко —
не дотягивает примерно в полтора раза. Конечно, при использовании USB
все упрется в ограничение интерфейса, так что мыши будут вести себя
одинаково, а именно USB является интерфейсом по-умолчанию для всей
линейки MX, однако умолчания для того и существуют, чтобы при
необходимости с ними не соглашаться. Подключать мышь через входящий в
комплект переходник менее удобно, чем напрямую, однако ради большей
точности стрельбы в сетевых баталиях на подобные неудобства можно
закрыть глаза. Все это верно для MX700, а про MX900, с частотой опроса
всего 80 Гц (как и у других Bluetooth-мышей) и говорить не приходится.
Вот вам уже два основания для того, чтобы предпочесть проводную мышь.
Есть и третья субъективная причина, тоже связанная с питанием: два
элемента питания типа АА (а именно такие используются в беспроводных
оптических мышах) тянут на 50-55 граммов, так что мышь получается более
тяжелой, и рука может банально устать перемещать ее быстро в течение
длительного промежутка времени.
Что мы имеем в итоге? Беспроводные мыши в первую
очередь интересны тем, кто в шутеры не играет, так что быстро мышь не
двигает. Отсюда следует, что оптимизированная как раз под быстрые
перемещения мышь им не особо-то нужна. Да, более производительная оптика
позволит еще и менее придирчиво выбирать коврик, например, но уж эту-то
проблему все научились решать достаточно давно :)
Программное обеспечение
Серьезных изменений в MouseWare давно не наблюдается
(хотя и следовало бы), но MX510 является единственной мышью, для которой
рекомендовано качать последнюю на сегодня версии 9.80. Как мы уже
писали, для остальных мышей ничего нового она не несет, однако в случае
нового «грызуна» способна оказаться полезной.
Очень интересной является самая первая закладка, а
именно Quick Setup, позволяющая присвоить кнопкам значения по-умолчанию.
Сама она такая же, как и в предыдущих версиях, однако изменилось одно из
умолчаний. Если более старые версии (да и эта при использовании других
мышей) назначали нажатию на колесико функцию «Universal Scroll», которая
из-за ошибок в реализации мешала использованию скроллера в качестве
третей кнопки в тех программах, которые умеют обрабатывать это действие
самостоятельно, то теперь значением по-умолчанию является как раз то,
которое ранее все выбирали вручную, а именно Middle Button. Можно
сказать, давно пора — прокрутку содержимого окна движением мыши давно
уже умеют выполнять сами программы, так что принудительная (к тому же
кривая) ее реализация драйверами никому не нужна.
Вторая закладка стандартна для Windows, третья же
позволяет настраивать кнопки и скроллер, и не менялась уже давно.
Четвертая закладка напоминает симбиоз своих аналогов
из версий 9.76 и 9.73: есть возможность отключить настройки акселерации
в играх (появилась в 9.76) и вернулась на место настройка частоты опроса
(исчезла после 9.73). Что вернулась — логично: мышь ведь в первую
очередь игровая. В принципе, пользователи Windows XP могут разогнать
порт PS/2 и штатными средствами, но удобнее, когда все под рукой (тем
более что штатные настройки многие находят с большим трудом... особенно,
видимо, как раз геймеры :)).
Пятая, как и ранее, информационная. По ней видно, что
использовал я действительно MX510 :)
Но это еще не все — наслушавшись жалоб на проблемы
совместимости MouseWare с играми, программисты Logitech в один
прекрасный (действительно прекрасный) день написали такую утилиту, как
MouseWare Advanced Settings. Скачивается с сайта она отдельно, работает
с любой версией MW не старше 9.76 и позволяет... нет — не настраивать, а
отключать эти самые Advanced-фишки MouseWare в игровых приложениях
(естественно тех, которые утилита распознает — настройки списка
приложений в ней, к сожалению, нет), дабы не глючило. Расписывать
назначения настроек не стану — по-моему, итак все достаточно понятно.
Так что если у вас проблемы с какой-либо игрой, не обязательно глобально
отключать некоторые полезные (в других приложениях) возможности — вполне
возможно, что вам как раз поможет эта маленькая программка.
Что можно сказать? Похоже, что программисты Logitech
наконец-то встали на верный путь. Идти им по нему, и идти очень долго,
но первые шаги уже радуют. Для счастья осталось сделать самую малость:
научиться реализовывать расширенные функции так, чтобы не было
необходимости потом писать специальные программы для их отключения :)
Практическое
использование
Разумеется, очень интересно было проверить: привел ли
рост теоретических значений производительности к практическим
изменениям. Мышь была извлечена из красивой коробки, причем попутно
выяснилось, что руководство заменить пока не успели (в отличие от
коробки) — прилагался мануал от обычной MX500. Ничего страшного в этом,
разумеется, нет — мыши идентичны по функциональности и дизайну. Да и
вообще — речь шла о предпродажном образце (поставки MX510 еще не
начались), так что до момента ее появления на прилавках и цифру в
руководстве изменить успеют (уважения, кстати, заслуживает тот факт, что
коробку уже сделали, хотя никто, кроме тестеров оценить этого пока не
может). Из той же коробки на свет появился и переходник USB-PS/2: вопрос
максимальной частоты опроса в данном случае важен. Что ж — предчувствия
меня не обманули: при установке порту частоты 200 Гц мышь показала
значение 194 Гц — ровно столько же у меня выдавала MX300. Вообще-то есть
сведения, что MX500 способна и на 198 Гц, однако эта разница не
принципиальна — менее 3%, что сказаться на практике не может.
Практика показала, что большей скользючести
пластмассы корпуса бояться не стоит — ее вообще незаметно, поскольку
удобнее всего мышь держать большим пальцем и мизинцем, которые
превосходно ложатся на предназначенные для этого боковины из «резиновой»
пластмассы. Сам корпус, кстати, скользит в той же степени, что и у A4
Tech RP-680, где наблюдается та же история: все берут на себя боковины.
Хотя времени на тестирование было достаточно мало, я
постарался погонять зверька в некоторых стрелялках, таких, как jDOOM,
RtCW, UT2003 и Unreal II. Везде ее поведение было достойно всяческих
похвал. Справедливости ради, должен отметить, что нареканий на
предыдущие MX, равно как и последние модели конкурентов, в том числе и
беспроводные, у меня тоже не было. Ну, не фанат я 3D Action, если
честно, мое оружие - джойстик :) Возможно, что в руках суровых
хардкорных геймеров MX510 сможет показать себя лучше, чем MX500. Но и у
меня для нее было припасено достаточно тяжелое испытание — рекламный
коврик ATi Radeon 8500 :) На этом жутковато-красивом ковре с приветливо
улыбающимся стальным черепом и резкими красно-черными цветовыми
переходами уже сломали шею мыши первой волны, различные модели MX (от
MX300 до пижонской MX900), в то время как новые мыши от Microsoft,
Genius и A4 Tech разницы между ним и столом не замечали. Не исключением
стала и MX510: подобно новинкам от конкурентов, она превосходно работала
на этом коврике даже при самых резких перемещениях, в то время, как у ее
сестер даже при плавном движении по его поверхности наблюдалось ни что
иное, как «срыв башни». Так что все эти мегапикселы присутствуют не
только в спецификации и на коробке — они реально работают на практике.
Цены
Немаловажным вопросом является: «Сколько это будет
стоить?». Ответить на него в момент написания этих строк не могу — как я
уже говорил, до начала продаж в наших краях пройдет еще некоторое время.
С чувством глубокого удовлетворения я констатировал тот факт, что на
сайте Logitech на MX500 и MX510 указана абсолютно идентичная цена
(покупатели первой, правда, уже могут рассчитывать на рибейт, но нам до
такого еще дожить надо). А вот то, что наши продавцы очень любят первое
время новинки от Logitech продавать по завышенной цене, степень
удовлетворения заметно снижает. Но, как бы то ни было, в таблице ниже
приведена средняя розничная цена MX500 и MX510 по Москве на момент
чтения вами данной статьи (в случае, конечно, если к этому моменту она
станет известной):
Итого
В двух словах: новинка удалась. Разумеется, остальные
фирмы вскоре подтянутся до того же уровня — суровые законы рынка (в
прошлый раз на это потребовалось примерно полгода), но пока... пока
MX510 можно уверенно назвать лучшей игровой мышью на рынке. Таким
образом, если для вас важны 3D-игры, и вы присматривались к MX500, есть
смысл подождать MX510 — она работает лучше. Если же игры не важны, то
все равно приглядеться к новой мыши стоит, особенно если цена обеих
моделей будет одинаковой или близкой: получите более симпатичного
зверька, менее привередливого к среде обитания. В конце концов, очень
может быть, что выход MX510 хотя бы снизит цены на MX500, что тоже плюс.
Во всяком случае, никто из пользователей от появления новой мыши линейки
MX не проиграет точно — скорее всего, мы все выиграем.
Источник:
iXBT