Rambler's Top100
Главная
E-mail
Ссылки
.
CD/DVD-приводы
TV-тюнеры
Акустика
Ввод
Видеокарты
Корпуса
Кулеры
Материнские платы
Мониторы
Накопители
Память
Процессоры

 

 
 

 

 

Акустика

Урожай ближнего поля. Акустическая система M-Audio DX4

M-Audio DX4

С тезисом о том, что студийная аппаратура лучше бытовой, потому что по определению обязана воспроизводить сигнал ближе к оригиналу, обычно никто не спорит. Однако очередей в магазины, торгующие профессиональными девайсами, почему-то не наблюдается. Наверное, потому, что очень-очень дорого. Впрочем, всегда ли этот тезис верен по отношению к студийной технике?

Самым привлекательным студийным решением для домашнего пользования до сего дня были акустические мониторы M-Audio BX5. При цене в четыреста долларов за пару эти колонки способны издавать звуки весьма качественным образом: они переигрывают большинство аналогичных решений ценой до тысячи долларов за пару. Этот факт был подтвержден в различных тестированиях и, наконец, на последних соревнованиях "ММ-Звук", где BX5 уступили лишь мониторам, в разы превосходящим их по цене.

Оценив спрос, M-Audio выпустила облегченную версию мониторов, снабдив комплект многоканальным усилителем и сабвуфером. Так появилась LX4. Казалось бы, должно наступить затишье: производителям профессиональной акустики нужно время, чтобы присмотреться, как прокатится пробный шар. Но, похоже, M-Audio решила учинить "дер карамболь" - используя в качестве кия удачные мониторы BX5, отправить в ту же лузу второй шар - новую бюджетную акустику линейки Studiophile.

Этот второй шар - стереопара под названием DX4, позиционирующаяся ни много ни мало как студийные мониторы. На первый взгляд, новая вариация на тему BX5 производит впечатление гибрида пользовательской и студийной акустики. Предусмотрено подключение как к обычным мультимедийным звуковым картам и бытовым источникам сигнала через интерфейс RCA, так и к профессиональным картам через интерфейс TS/TRS (балансные и небалансные четвертьдюймовые джеки). Тем не менее, судя по данным из руководства пользователя, электрические параметры входов одинаковые - чувствительность составляет 0,32 В. То есть, усилитель системы рассчитан на профессиональный уровень входного сигнала -10 дБв.

Это не означает, что колонки рассчитаны на подключение только к профессиональным звуковым картам. DX4 будет без проблем работать с любым бытовым прибором, за исключением разве что портативного плейера со слабым выходом. Нет ничего проще, чем заставить мультимедийную карту, выдающую по умолчанию стандартные для бытовой техники 1 В или 0,775 В, выдавать 0,32 В. Достаточно установить регулятор громкости Master в положение
-12 дБ или -10 дБ соответственно (если этого не сделать, в звуке появятся искажения из-за перегрузки входа усилителя системы).

Еще одна заимствованная от профессионального прототипа (Studiophile BX5) особенность - Mid-Boost. Согласно все тому же мануалу, при активации Mid-Boost происходит усиление сигнала в диапазоне от 800 Гц до 4 кГц на 2 дБ. На границах этой области уровень сигнала плавно спадает и выравнивается к частотам 200 Гц и 10 кГц. Довольно странная на первый взгляд опция. Кому могло понадобиться выпячивание средней части звукового диапазона? Гораздо актуальнее была бы возможность подстройки под помещение или расстановку посредством регулирования уровня ВЧ или функция, обратная Mid-Boost, - "проваливание" середины диапазона относительно низких и высоких частот для создания эффекта тонкомпенсации. Человеческий слух - штука нелинейная. На малой громкости мы слышим средние частоты лучше, чем низкие и высокие, из-за чего нам кажется, что они звучат громче. Чтобы выровнять субъективный частотный баланс, и используется тонкомпенсация - увеличение уровня низких и высоких частот относительно средних.

Но бог с ней, с Mid-Boost. Разберемся с этой функцией позже, когда проверим на практике, как она работает. А пока вернемся к осмотру и остановимся на еще одной достойной внимания фишке - наличии на правом сателлите наряду с регулятором громкости выхода для наушников. При подключении оных срабатывает переключатель и колонки отрубаются - теперь звук слышно только в "ушах", а регулятор громкости усилителя меняет громкость звука в наушниках. Очень удобное решение - отпадает необходимость в паломничествах под стол с целью смены штекеров в гнездах звуковой карты.

После внешнего осмотра агрегата было бы логичным рассказать о расстановке системы. Судя по тому, что в мануале уделено довольно много места этому вопросу, расположение DX4 относительно слушателя - не праздный вопрос. Товарищи инженеры из M-Audio настаивают на том, что колонки непременно должны быть расположены вертикально. При этом на уровне ушей пользователя должен оказаться промежуток между высокочастотным и СЧ- / НЧ-динамиками, а сами колонки должны образовывать со слушателем равносторонний треугольник (учитывая, что это мониторы ближнего поля, сторона должна составлять один метр). Оси динамиков должны быть направлены параллельно сторонам этого треугольника, то есть колонки должны "смотреть" слушателю прямо в лоб.

Плавно перемещаемся к изучению результатов измерений, полученных в лаборатории F-Lab. На верхнем графике мы отчетливо видим, чем вызвана такая щепетильность с расстановкой: под углом 30 градусов (зеленая кривая) АЧХ системы начинает обваливаться уже от восьми килогерц. Систему с такими угловыми характеристиками действительно лучше прослушивать "на оси". На этом же графике мы видим, как работает функция Mid-Boost: красная кривая - функция отключена, синяя - функция активна. Усиление СЧ можно использовать как раз для тонкомпенсации, но по-хитрому: при прослушивании музыки на малой громкости Mid-Boost нужно отключать, чтобы получить небольшой провал в 2 дБ на средних частотах. Этого будет достаточно для компенсации субъективной нехватки низких и высоких частот.

Отключение опции при малой громкости прослушивания имеет еще два плюса - оно позволит сэкономить путь сигнала и выиграть в качестве звучания за счет снижения переходных искажений, а также увеличить провал в зоне работы кроссовера. Зона совместного звучания двух динамиков в обязательном порядке окрашивается нелинейными искажениями, вносимыми обоими излучателями. То есть, в этой части диапазона их как минимум вдвое больше. Кроме того, высокочастотный и широкополосный динамики реагируют на импульсы сигнала с разной скоростью: более тяжелый СЧ- /НЧ-драйвер отрабатывает импульсы более вяло. Из-за этого звук в районе кроссировки получается более смазанным, чем в остальном диапазоне. По этим двум причинам небольшой провал АЧХ в зоне совместного звучания динамиков сказывается на звуке положительно, поскольку он маскирует эти недостатки.

С активной функцией Mid-Boost АЧХ системы получается почти линейной. Перепады характеристики плавные и не превышают +/-2,5 дБ - перекосов в звучании инструментов не будет заметно. При этом наш позитивный провал в районе частоты кроссировки хотя и становится менее выраженным, но никуда не исчезает - живущие в расщелине между мирами двух динамиков нелинейные искажения не вырвутся наружу даже тогда, когда вы подравняете частотку.
Еще об одной, довольно интимной, подробности строения DX4 мы можем узнать из нижнего графика (красная кривая - АЧХ активного сателлита, черная кривая - АЧХ пассивного сателлита, включенного через лабораторный усилитель). Нет, речь не о гигантском подъеме частотной характеристики в верхней части диапазона на черном графике.

 

  увеличить

Красная кривая - АЧХ системы на оси, зеленая - под углом тридцать градусов, синяя - снова на оси, со включенной функцией Mid-Boost.

 

увеличить

Черная кривая - АЧХ пассивного монитора с лабораторным усилителем, красная - активного монитора (АЧХ корректируется усилителем).

 

Это совершенно нормальное явление, обусловленное разницей в чувствительности динамиков (твиттеры обыкновенно имеют более высокую чувствительность). Речь о различии форм обоих графиков. Судя по всему, для того чтобы подравнять частотную характеристику системы, инженеры M-Audio задействовали режекторный фильтр. Со своей функцией, то есть снижением линейных искажений, фильтр справляется хорошо, однако его применение может не лучшим образом сказаться на динамичности звучания. Из-за того, что определенная область искусственно "проваливается", динамический диапазон может оказаться сжатым.

Подвести итог исследования графиков можно короткой и емкой фразой: АЧХ у DX4 совершенно роскошная. С нелинейными искажениями, судя по всему, при правильном подключении проблем тоже быть не должно. Однако все теоретические построения нужно проверять на практике. Что и было сделано, как обычно, на материале теста FSQ и небольшой дополнительной подборки из разнообразных треков.

Результат прослушивания оказался предсказуемым, характерным для хороших акустических мониторов бюджетного класса (ценой до тысячи с хвостиком зеленых крокодилов): проблем с линейными и нелинейными искажениями не наблюдается, недостатки связанны исключительно с импульсными характеристиками. Системе не хватает яркости в звучании инструментов и динамики. Кроме того, есть проблемы с воспроизведением сложных фонограмм (в нашем случае в роли сложной фонограммы, как всегда, выступала запись композиции Шнитке "Детство" (Childhood)). Еще одним недостатком можно считать нехватку баса: частоты ниже 70 Гц нещадно обрублены активным фильтром. Впрочем, благодаря этой ампутации система избавлена от нелинейных искажений, которые вносил бы динамик на "холостых ходах".

Сильных сторон у системы много, и они выделяют DX4 даже среди мониторов бюджетной ценовой категории (до тысячи долларов за пару), не говоря уже о мультимедийных системах. К ним можно смело отнести хорошую передачу тембров самых разных инструментов и голосов, хороший музыкальный баланс (даже на сложных фонограммах никакие инструменты не выпирают и не проваливаются), невысокий уровень нелинейных искажений (как правило, при изготовлении бюджетных мониторов производители не сильно переживают по поводу лишних гармоник и интермодуляций - скорее всего, дело в том, что при небольшом бюджете эти проблемы сложно решить).

Несколько более высоким качеством звучания могут похвалиться только Studiophile BX5 ценой четыреста долларов за пару да KRK V4 (пара этих мониторов обойдется и вовсе в восемьсот долларов).
Что же получилось у M-Audio? Получилась очень сильная бюджетная система, такая же удачная, как LX4 и BX5. Не лишенная характерных для своего класса недостатков, но стоящая смешных для студийных мониторов денег - менее двух сотен долларов (что ж ты раньше-то молчал? - Прим. ред.).

Слушать на этой системе джаз, классику или сложные нескомпрессированные инструментальные записи и тащиться от звука в полный рост не получится (У многих еще как получится! Все зависит от ушей. - Прим. ред.). Как не получится этого на любых мониторах ценой до тысячи долларов за пару. Но в качестве системы для воспроизведения любой другой музыки DX4 вполне подойдет. В том числе, кстати, подойдет и для прослушки концептуальных вещей, например, за авторством The Future Sound of London или Amon Tobin.

Источник: Upgrade

  аудиотехника бытовая техника сотовые телефоны мобильные компьютеры, ноутбуки серверы, сети, коммуникации оргтехника, телефония компьютеры и комплектующие софт и мультимедиа видеотехника и фототехника
  Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru

Сайт создан в системе uCoz