|
|
|||||||||||||||||||
Привет соседям. Мультимедийная акустическая система M-Audio LX4
Примерно год назад мы проводили тестирование недорогих околокомпьютерных акустических мониторов и прикидывали, что получится, если применить эти устройства в быту. Тест показал, что полученный сетап по качеству значительно превосходит лучшую на тот период мультимедийную акустику. За год ситуация несколько изменилась - осенью на рынке появились качественные мультимедийные стереосистемы, а в начале этого года начался массовый наплыв хорошей акустики с сабвуферами. Тем не менее, даже лучшая на сегодня восьмикомпонентная (7.1) система Creative Gigaworks S750 не может сравниться по качеству с хорошим сетапом на студийных мониторах, даже базового уровня (однако имеем в виду, что подобный сетап обойдется пользователю минимум в полтора килобакса против четырехсот с лишним долларов за Gigaworks), и промежуточная ниша остается свободной. Производители профессиональной акустики, похоже, вознамерились исправить это упущение. Совсем недавно появились на свет очень странные системы, представляющие собой что-то вроде гибридов акустики класса Pro и мультимедийных пользовательских систем. Буквально на днях у нас появилась информация, что Altec Lancing создала мультимедийную систему, способную создать звуковое давление в 110 дБ, что на 10-15 дБ выше, чем большинство ныне существующих компьютерных систем, даже хороших. Мы обязательно опишем эту систему, как только она окажется в пределах нашей досягаемости. А сегодня у нас в гостях другое нестандартное существо, носящее на боку профессиональный лейбл, - акустическая система M-Audio LX4. Идея этой системы заключается в том, чтобы донести до слушателя студийный, правильный звук, при этом за достаточно небольшую цену, сопоставимую с ценами на непрофессиональные мультимедийные системы высшей ценовой категории. Для того чтобы эта система шла в массы шибче, производители даже разделили ее на две отдельно продающихся части. Можно купить за три сотни первую половину этого комплекта и получить полноценную систему 2.1, а потом докупить к ней Expander Pack и расширить ее до 5.1. Исследования Все компоненты системы очень напоминают уже знакомые нам по прошлогоднему обзору профессиональные девайсы базового уровня. В качестве сателлитов разработчики взяли акустические мониторы BX5, а в качестве сабвуфера, похоже, низкочастотник SBX. И BX5, и SBX - вещи очень интересные: при очень низких для сектора профессионального аудио ценах, они не уступают по качеству многим девайсам, стоящим вдвое дороже. Однако пятиканальный сетап на базе этих бюджетных моделей все равно обошелся бы пользователю не дешевле, чем в полторы тонны свежей зелени. Чем же пожертвовали разработчики, чтобы удешевить систему втрое?
Частичного снижения цены удалось добиться
естественным образом за счет снижения затрат на усилители. Если у
подборки из BX5 и саба будут задействованы шесть одноканальных усилков,
то в LX4 используется только один шестиканальный усилитель, встроенный в
сабвуфер. В результате получается значительная экономия на блоках
питания, дискретных элементах и на упрощении схемы. Однако, видимо,
этого оказалось недостаточно. Пожалуй, без них даже лучше: сокращение пути прохождения сигнала скажется на его качестве в лучшую сторону, и те товарищи, которые проживают в акустически благоприятной среде, получат от этого решения очевидный профит, даже по сравнению с родными BX5. А тем, кому без подстройки системы под помещение обойтись не светит, прямая дорога в контрольную панель звуковой карты, благо софт современных мультимедийных звуковых карт позволяет произвести неплохую настройку системы. Вторая ампутация совсем не так бескровна. Разработчики пошли на замену шелкового высокочастотного динамика меларовым, что на качестве звука не могло не сказаться. Да, если правильно подобрать меларовый твиттер и правильно включить его в систему, можно сохранить хорошую частотную характеристику, однако улучшить более слабые импульсные характеристики высокочастотника не удастся никакими цепями коррекции. Кроме того, меняя шелковый твиттер на меларовый, разработчики получили дополнительную проблему в виде некоторого количества нелинейных искажений, характерных для меларовых излучателей. Измерения
Дополнительную проблему, правда, разработчики системы
решили процентов на девяносто. И мы даже можем увидеть как. Бесстрастная
"эфлабовская" измерительная станция LMS зафиксировала на графиках АЧХ
следы борьбы разработчиков с нежелательными примесями в области ВЧ. Как
мы видим на зеленом графике, собственная АЧХ твиттера имеет выраженный
постепенный подъем в сторону высоких частот высотой в четыре децибела.
Однако при включении сателлита с собственным усилителем мы уже не видим
этого подъема: очевидно, усилитель отдает меньше энергии на высокие
частоты, чем на остальной спектр, что приводит к снижению нагрузки на
твиттер и, как следствие, к снижению нелинейных искажений. (Если помните,
в статье "Борьба с мифом" (Upgrade #10 (152) мы наблюдали похожую
картину у DVD-плейера производства Denon.) Нелинейных искажений в звуке, конечно, здорово поубавилось, частотка в итоге получилась - просто конфетка (с начинкой в виде единственного перепада ±3,5 дБ в области стыковки твиттера и СЧ-динамика. В остальном - лепота: ±1,5 дБ (!) от 150 Гц до 20 кГц). Однако отработка твиттером нарастания сигнала на высоких частотах стала еще хуже - тяжелый на подъем высокочастотник теперь еще и оказался "на голодном пайке". Что в результате? Скоро услышим. А пока закончим с графиками и полюбопытствуем, что у нас с сабвуфером. Как видим, характеристики у сабвуфера очень неплохие: спад по уровню -3 дБ происходит только на частоте 35 Гц. При этом имеет место подъем в области самого смачного, глубокого баса - от 65 до 45 Гц. По идее, агрегат должен басить не только мощно (характеристика саба возвышается на АЧХ сателлитов на 3 дБ, притом, что регулятор Bass установлен на минимум), но и смачно - за счет этого самого подъема. Испытания Пора испытать систему на практике. Очень хотелось бы услышать те самые 35 герц, которые мы наблюдали на графике АЧХ. Это - вещь. Это - песня. Читатели, обучавшиеся в FLab методу FSQ на семинарах, не дадут соврать. Когда мы слушали Верди на гробоподобных колонках килобакса так за три, игравших "в линию" эти самые тридцать пять герц, ваш покорный слуга прислонился к какой-то вертикальной поверхности, чтобы не упасть, и с глупой улыбкой плющился от дьявольских ударов литавр, сотрясающих помещение. Подключаем систему, ставим Верди. Бархатного баса, в районе 60-45 Гц, хоть отбавляй. Но где 35 Гц? Кто спер 35 герц? Алярм! Срочно ищем комнату поменьше, которую саб сможет "прокачать" без проблем. Топаем в помещение, где гнездится Череш и еще несколько несчастных, дабы найти пропажу и немного повеселиться, обрушив на ничего не подозревающих Барсика и Кампота всю мощь саба. Наказанный саб отправляется в угол, лицом к стенке, для получения прибавки давления по низу… Слава богу, одумался. Вот они - 35 Гц! Верди звучит как надо. Удар глубокий, сочный, мощный, доносящийся снизу, прямо из преисподней. Стены трясутся, только что краска с потолка не сыплется. Барахло в помещении (а его там предостаточно) входит в резонанс и начинает беспокойно ерзать на своих местах, стремясь куда-нибудь упасть. Апокалипсис. Крушение мироздания. Соседи наверху, наверное, в бешенстве… или молятся, заглушая поющий на латыни хор. Енин, иди покури. ОК. Я что, я ничего… Да, саб - красавец. Зверюга. Конечно, не система за три килобакса, но монолитные основы буржуйского дореволюционного дома он потрусил хорошо. Мог бы, наверное, и лучше, но, видно, энергии не хватает, все-таки не та это система, чтобы ставить в нее высококлассный усилитель. С сателлитами же - все, как и ожидалось. Неплохой запас по уровню неискаженной громкости, максимальное давление довольно высокое. При повышении громкости звуковая картина не плывет и не превращается в кашу. Тембры инструментов и музыкальный баланс система передает правильно, хотя в реальности они заметно богаче: многие детали система воспроизвести не может из-за импульсных характеристик. Панорама и пространство тоже вырисовываются не слишком хорошо все по той же причине. Не фонтан? Возможно. Однако имеем в виду, что эти недостатки в той или иной степени характерны для всех бюджетных мониторов стоимостью до тысячи у.е. за штучку. Здесь же мы имеем шестикомпонентную систему общей стоимостью пятьсот баксов. Если вы хотите больше, покупайте оригинальные мониторы, с шелковыми твиттерами, и отдельно - сабвуфер. Цена - полторы штуки.
Цена Источник: Upgrade |
||||||||||||||||||||
аудиотехника • бытовая техника • сотовые телефоны • мобильные компьютеры, ноутбуки • серверы, сети, коммуникации оргтехника, телефония • компьютеры и комплектующие • софт и мультимедиа • видеотехника и фототехника | ||||||||||||||||||||
|